Ми-26: самый большой вертолет в мире получит наследника |
|||
|
|||
Об истории создания самого грузоподъемного вертолета, его модификациях, опыте использования и возможностях дальнейшего развития говорят эксперты авиационной промышленности.
Предыстория
Формируя облик нового тяжелого вертолета для
транспортных нужд, конструкторское бюро Миля старалось учесть все
полученные данные от проектирования предыдущих моделей. В частности, от
уже заработавшего себе репутацию надежного трудяги - вертолета Ми-6 -
была унаследована общая концепция. Однако, с Ми-6 имелся внушительный
ворох проблем, которые при проектировании Ми-26
было решено оставить за бортом. Это касалось, прежде всего, главной
проблемы Ми-6: высокой степени засоряемости двигателя. Попадание крупных
частиц грунта, или просто посторонних объектов, большого объема пыли в
двигатель негативно сказывались как на ресурсе двигателя, так и на
надежности всего вертолета в целом. Ми-26 этих недостатков был лишен
практически сразу - перед массивными воздухозаборниками двигателей были
установлены так называемые ПЗУ - пылезащитные устройства, с помощью
которых поступающий в двигатели поток воздуха лишался примерно 75% всех
посторонних веществ и в камеру сгорания двигателя поступал практически
чистый природный воздух.
Однако, взять за основу платформу Ми-6 целиком и
полностью конструкторы КБ Миля не решились: проведенный анализ показал,
что для нового вертолета заложенных в Ми-6 характеристик будет
недостаточно. Первоначальное название проекта с «модернизационного»
Ми-6М было изменено на: «Проект-90». Работа закипела.
![]()
С оглядкой на американцев?
Несмотря на приверженность КБ Миля к так называемой «классической» схеме, попутно, с постановлением о начале работе по «Проекту-90» было принято и еще одно, весьма необычное и даже спорное решение. В те годы, советская разведка обладала данными, что в США разрабатывается вертолет грузоподъемностью до 20 тонн. Характерным отличием американской машины от классической схемы проектирования и строительства винтокрылых машин было наличие сразу двух несущих винтов, разнесенных на противоположные стороны машины - первый размещался над кабиной пилотов, второй - почти у самого края кормы. По столь необычной схеме впоследствии американцами был построен знаменитый американский вертолет Боинг CH-47 «Чинук», который у наших авиационных специалистов получил обидное прозвище «Горбатый». ![]()
Не желая отставать в разработке, а заодно для
проверки жизнеспособности этой схемы в реалиях советских КБ, отдельной
группе инженеров было поручено разрабатывать машину, схожую с
конструкцией американцев. Следует также отметить, что все работы по
«Проекту-90» велись параллельно, и ни одна из схем не прорабатывалась в
ущерб другим.
Уникальность как концепция
Специалисты Московского вертолетного завода долгое время спорили о компоновочной схеме новой машины - сделать аналогично американской, или использовать классическую. Испытания, исследования, проработки - один за другим отметалось все лишнее, что усложняло бы конструкцию и делало ее менее надежной. Однако, среди рутинной работы всегда находилось место принципиально новым, более эффективным решениям. В Ми-26 слово «уникальный» можно найти практически всюду: двигатели, шасси, грузовой отсек... да и достаточно других, более мелких деталей, которые аналогично крупным узлам можно назвать лучшими в плане надежности и эффективности. ![]()
Эксперт в области авионики, зам.главного конструктора
по авиационному оборудованию ОАО НПО «ОКБ им. М.П.Симонова» Илья
Матвеев в интервью «Звезде» рассказал об одной из главных конструктивных
особенностей вертолета Ми-26: «Наряду с чудовищными по мощности
двигателями, в Ми-26 есть элементы конструкции, которые не менее
интересны. Лопасти вертолета, которые и создают колоссальную подъемную
силу, выполнены с применением металлопластика - сверхпрочного и
надежного материала, который позволяет при меньшем весе значительно
повысить КПД несущего винта. Если сравнивать с конструкцией несущего
винта у Ми-6, ведь именно с ним зачастую сравнивают «двадцать шестой»,
то винт получился на 40% легче по массе и меньше по размерам - 28 метров
у Ми-26
против 35-метрового мастодонта Ми-6. По тяговым характеристикам
ситуация та же - разработчики смогли сделать фактически беспрецедентный
рывок вперед - винт Ми-26 обеспечивал на 30% больше тяги, чем винт,
установленный на Ми-6».
![]()
Относительно конструкции вертолета Ми-26 среди западных производителей вертолетов до сих пор идут нешуточные споры и работы.
«Попытки копирования, как мне известно, были и были
неоднократно. Сначала американцам удалось построить CH-53 Sea Stallion -
тяжелый транспортный вертолет по их классификации. Но когда выяснилось,
какими характеристиками обладает Ми-26, который вышел спустя несколько
лет, американцы сразу стали экспериментировать. То с двигателями, то с
конструкцией и материалами лопастей, то с авионикой, то еще с
чем-нибудь. В итоге, так и не достигли показателей заданных и лишь
частично улучшили машину. Затем пришла очередь «Чинука» - знаменитого
«горбатого» вертолета, который, по признаниям самих американцев, «был
лучшим из того, что можно было создать». Однако, если сравнивать его как
военно-транспортный вертолет с Ми-26, то уступает он по всем статьям:
Ми-26 с максимальной взлетной массой в 56 тонн вообще вне конкуренции,
ведь у «Чинука» «максималка» вдвое меньше - 25 тонн», - рассказал в
интервью телеканалу «Звезда» специалист по системам управления и связи,
сотрудник Казанского вертолетного завода Виктор Свердлов.
Степень могущества Ми-26 - воистину уникальная машина. Однако, военно-транспортное предназначение советского исполина оказалось особенно нужным тогда, когда его совсем не ждали. Авария на Чернобыльской АЭС «подкинула» для Ми-26 самой настоящей мужской работы. Газотурбинные двигатели-гиганты Д-136 не одну сотню раз поднимали специальный реагент, снижающий долю излучения от места взрыва на ЧАЭС. Именно в чернобыльскую «кампанию» выявились все положительные качества советского воздушного тягача: грузоподъемность и вместимость. С честью выполнив поставленные задачи, Ми-26 вместе с тем показал, что не только для ликвидаций аварий можно было применить уникальную машину. ![]()
Армия в транспортном отсеке
Среди множества модификаций, доказывающих еще одно качество советского вертолета - универсальность, были и совершенно особенные версии. Военный историк и авиационный эксперт, бывший сотрудник Казанского вертолетного завода Руслан Галиуллин в интервью телеканалу «Звезда» рассказал об одной из самых необычных модификаций ми-26:
«Первая - Ми-26 НЕФ-М - вариант для борьбы с
подводными лодками противника. В него устанавливали сложную
вычислительную аппаратуру, а на внешнюю подвеску крепили специальный
обнаружитель субмарин. Перспектива у такого вертолета была просто
сумасшедшая, ведь размеры и вместимость Ми-26 позволяли устанавливать
туда очень мощное оборудование. Да и площадь, по которой «НЭФ» мог
работать увеличивалась в несколько раз, по сравнению с дальностью
обычных «охотников за подлодками». Второй вариант – Ми-27 - вообще из
области фантастики. Я думаю, в военное время Ми-27 мог бы тягаться по
функционалу с бортом номер один президента, ведь был оборудован
аппаратурой для управления боем целой армии. Конструктивно это выглядело
просто: грузовой отсек вертолета делился на рабочие зоны, зоны
управления и даже брифинг-комнату. Там смонтировано все было таким
образом, что была даже собственная система фильтрации и очистки воды и
кондиционирования воздуха. Все это было подчинено только одной цели -
оперативному и четкому управлению отдельно взятой армий».
Ми-26
может стать основой для нового тяжелого вертолета, о намерении создать
который недавно заявили Россия и Китай. Совместный проект предполагает
создание новой, еще более вместительной, грузоподъемной машины, аналогов
которой, в ближайшей перспективе, ни в одной зарубежной стране не
предвидится.
|
понедельник, 11 мая 2015 г.
Ми-26: самый большой вертолет в мире получит наследника
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий