Чемодан без ручки АН-70: почему Россия ставит крест на украинском самолете |
|||
|
|||
Министерство
обороны России готовит иск к КБ «Антонова» о взыскании с компании
неустойки в размере 2,95 миллиарда рублей, переведенных на
проектирование военно-транспортного самолета Ан-70. Это машина должна
была заменить в российских ВВС парк устаревших Ан-12. В 2012 году
военные заказали 70 новых самолетов, однако теперь полностью отказались
от планов закупки. В причинах этого решения разобрался телеканал
«Звезда».
Разработка Ан-70 началась еще в 1978 году. Тогда
советское КБ Антонова пообещало, что их новая машина сможет взлетать с
грунтовых аэродромов длиной не более 600 метров (по заданию военных не
более 800 метров), при этом будет иметь грузоподъемность 47 тонн против
оговоренных 35 тонн и станет надежной заменой устаревающему парку
военно-транспортных самолетов Ан-12.
Однако начавшаяся перестройка и развал СССР
фактически поставили крест на работе. Сначала под проект просто не
осталось денег. А затем он и вовсе стал разменной монетой в отношениях
Москвы и Киева. Первый серьезный конфликт произошел во времена
президентства Виктора Ющенко, при котором идея вступления Украины в НАТО
приобрела новое звучание. В результате в середине 2006 года
финансирование проекта со стороны России прекратилось. По одной из
причин - из-за «конструктивных недоработок» проекта.
![]() Главным противником Ан-70 все это время выступал сначала главком ВВС, а затем и заместитель главы Объединенной авиастроительной корпорации по военным программам Владимир Михайлов. В своих оценках генерал был прям: самолет имеет крайне низкий уровень надежности. В ходе проведения первого этапа государственных испытаний на опытном самолете было выявлено 382 недостатка, из них 95 требовали незамедлительного устранения. Но до сегодняшнего дня 51 из них так и не устранен. В их числе – пять дефектов, связанных с газодинамической устойчивостью двигателя, непосредственно влияющих на безопасность полетов.
«Ахиллесовой пятой» самолета стал двигатель Д-27
компании «Мотор сич». В официальном акте госиспытаний от 25 декабря 2001
года № 01-02 указано, что в ходе полетов выявлено 22 случая
самовыключения двигателя, 30 случаев неустойчивой работы, обнаружено 116
неисправностей агрегатов, систем и узлов. Средняя величина наработки на
одно выключение моторов составляла всего 190 часов.
Устранение этих замечаний привело к еще одной
проблеме - самолет вышел за первоначально определенные характеристики:
высотно-скоростных, грузоподъемных, возможность базирования уже не
соответствовала выданному ВВС заданию. К тому же антоновский самолет
перешел из категории «среднего» военно-транспортного в «тяжелый» класс и
оказался в одной нише с российским Ил-76МД. Не устраивало военных и то,
что по топливной экономичности машина находится на уровне морально
устаревшего самолета Ан-12, что уступает мировому уровню
самолетостроения в 1,5-2 раза.
«Недоработки» были устранены 3 года спустя, аккурат к переговорам по поводу газовых вопросов между премьер-министрами двух стран - тогда ими были Владимир Путин и Юлия Тимошенко. Минобороны России пообещало купить крупную партию украинских машин. В 2013 году планировалось начать госиспытания транспортника в ВВС России. В 2012 году Ан-70 был включен в госпрограмму вооружений до 2020 года. Военные планировали купить не менее 70 таких машин. По предварительной оценке, стоимость самолета после начала серийного производства должна была составить $67 млн.
Однако фортуна снова отвернулась от Ан-70. В 2014
году на Украине произошел госпереворот. Новый президент Петр Порошенко
ввел запрет на любое военно-техническое сотрудничество с Россией и
конструкторское бюро «Антонов» самостоятельно завершило испытание
самолета. В январе 2015 года Минобороны Украины приняло Ан-70 на
вооружение. Но это уже мало что значит для самого Ан-70. За время
«ожидания» завершения проекта в России появилось сразу несколько
конкурирующих с «АНом» программ. Например, военно-транспортный самолет
Ил-76МД-90А, в перспективе появится и легкий военно-транспортный
самолет Ил-112. В марте 2014 года гендиректор - генконструктор ОАО «Ил»
Виктор Ливанов сообщил, что авиационный комплекс им. Ильюшина планирует
передать Минобороны первую, а в 2015 году - вторую пару
военно-транспортных самолетов.
![]()
Контракт на поставку 39 военно-транспортных самолетов
новой модификации Ил-76МД-90А (Ил-476) на общую сумму 140 млрд рублей
был подписан в октябре 2012 года. Ил-76МД-90А стал глубокой
модернизацией самолета Ил-76.
Самолет строится Ульяновским авиационным заводом «Авиастар-СП»,
входящим в состав ОАК, имеет новую конструкцию крыла, новую авионику и
двигатели. В новой машине конструкторы увеличили длину фюзеляжа,
установили современные двигатели ПС-90А. В результате транспортник стал
брать 60 тонн груза и летать на расстояние до 5 тыс. км.
«Появление серийных Ил-76МД-90А окончательно ставит
крест на украинской машине, - сообщил телеканалу ЗВЕЗДА глава Центра АСТ
Руслан Пухов. - По характеристикам АН-70 практически догнал российский
самолет, хотя должен была оставаться в нише «средних»
военно-транспортных машин. - При этом наш «Ил» производится серийно, на
его базе будут созданы не только военно-транспортные самолеты, но и
воздушные топливозаправщики для ВВС, а так же самолеты дальнего
радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер» - российский аналог
американского самолета разведчика Е-3 AWACS (Airborne Warning And
Control System)».
|
понедельник, 9 марта 2015 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий